История с.Грудцына(информация взята из краеведческого кружка « Музей
друзей»)***
Село Грудцыно расположено в 18 км от районного центра города Павлово-на-Оке, в 5 км от трассы Павлово – Нижний Новгород, в 11 к от железной дороги. Недалеко протекает река Кишма, соединяющаяся с Окой
Село лежит как бы в долине крупной в прошлом реки, где правый берег рутой и название которого Горюшки, а на левом расположились улицы села. В настоящее время остался ручей, во время таяния снегов он бурный, а летом пересыхающий, жители называют его Невага. Вокруг села сохранилось много оврагов, которые имеют свои названия: Падов, Ключ , Вороний, Дракино (гласят предания, что в этом овраге встречались два села в кулачном бою).
Постройки села в целом можно отнести к деревянным, но есть и многоквартирные дома (совхозное жилье , их именуют «белыми домами»), современные каменные строения.
Грудцыно – село Павловского района Нижегородской области. Есть несколько версий о происхождении данного названия:
1. Некоторые старожилы утверждают, что раньше на месте села жила груда цыган. Отсюда и произошло Грудцыно. Вероятнее всего, это пример народной этимологизации, способствующий лишь лучшему запоминания названия.
2. Некоторые связывают название со словом «грудки» , «груды» , так как местность, где расположено село холмистая, особенно хорошо это видно сверху, с высоты птичьего полета. Старожилы объясняют, что в народе употреблялось слово «грудиы» (груды). Эта версия нуждается в дополнительной проверке, требует обращения к словарям народных говоров.
3. Самое распространенное толкование от фамилии Грудцын, якобы был первым владельцем здешних земель в 16-17 веке.
ГРУДЦЫНО как дворцовая деревня и е бортники упоминаются в нижегородских платежницах 1608 и 1612 гг. Может быть, жителям села знакома популярная в прошлом древнерусская «Повесть о Савве Грудцыне» (17 век0, а потому и сложилась легенда о том, что был такой путешественник или странник Савва Грудцын, приглянулись ему здешние места и обосновал он тут селение. Но следует подчеркнуть, что главный герой повести, хоть и носит имя известного в 17 веке богатого купеческого рода Грудцыных – Усовых, на самом деле только литературный персонаж. А с нашими местами Савва связан лишь тем, что во время путешествия в компании беса они перенеслись на один день в село Павлов Перевоз, где на торгу святой старец и раскрыл находящемуся в неведении юноше, что он пропал во власть темных сил.
На территории нашего микрорайона нет настоящих природных лесов, они были вырублены во время Великой Отечественной войны.
Те лесные посадки, которые мы видим сейчас, были посажены человеком. Возраст этих деревьев определяется в 60-30 лет. В основном преобладают посадки сосны (ель реже), дуба, ьерезы. В лесах водятся волки, зайцы. Сейчас лес разрастается, сюда заходят лоси, кабаны, барсуки.
На территории нашего микрорайона много мелких родников, которые выбивают свои ключи в оврагах, на холмах, на равнинах. Самые сильные родники образовали озеро Доскино (местное название Святое), расположенное в 1,5 км от села, которое большей частью зимой не замерзает. Из него вытекает речка (Исток0, которая впадает в озеро г. Ворсмы. Родники этого озера очень бурные, образуют водоворот. Весной этого года грунт над выбросами родников обвалился и некоторое время родники не «бурлили», что сразу привело к обмелению этого озера.
Эти родники – результат нахождения под землей подземной реки. Это предложение верно, так как в этих районах много провалов земной поверхность, которые продолжаются до сих пор. На месте этих провалов образовались огромные воронки, заполненные водой. Вода в озере холодная, чистая. Сюда местные жители ходят на рыбалку. В окрестных лесах собирают ягоды, грибы, орехи. Есть ряд лесных болот, где добывали торф, на их берегах растет клюква, гнездятся утки, цапли. В самом селе много искусственных водоемов – прудов, воду используют в бытовых целях.
река Невага
Жители села говорят, что река Невага – река монголо-татар.
Река « Невага » - она протекала около кладбища и ушла под горы. Рыбу на этой реке в былые времена ловили неводом и очень многу, вот и осталось название «Невага», в литературе это ручей «Сурин», который наполняется весной во времена половодья, а затем пересыхает. ВВ словаре В.И.Даля «невага» - несчастье, невзгода, безвременье. Может быть, разливаясь весной, она доставляла жителям близ лежащих домов много неприятностей.
Невага – р.Лев.прит.Кишмы. Павл.Назв.финно – уг.от основ «Нева» - «болото» и гидроформата, известного в мар. Назв. «га»для обозначения реки.
«Красное»
«Красное» - Жители села считают, что озеро заколдовано «бурашниками». Это воры-колдуны, которые грабили на дорогах. Все награбленное золото они сложили в бочку и заколдовали, прочитав заклинание известное только им, после чего опустили бочку с золотом на дно Красного озера. Это озеро бездонное. Бурашников поймали и посадили в тюрьму. А расколдовать это озеро кроме них никто не мог. Этот обряд надо было проводить на местности, а отпускать из-под стражи колдунов – грабителей опасались. Бурашников очень боялись, считали, что они могут и людей заколдовывать. Так долгое время и лежала бочка с золотом на дне озера. И вот однажды сидят рыбаки и видят, что вода в озере поднялась и закипела. Озеро стало узкое-узкое , такое, что превратилось в ручеек, по которому могла проплыть только бочка. И вот со дна показалась и проплыла бочка. Плыла-плыла и пропала, будто бы в воздухе растаяла. Больше ее никто не видел. Эта тайна осталась не раскрытой. Жители села говорили, что из Красного озера после 12 часов ночи выходила кожаное голенище, полное золота. Если, увидев его, ударить по нему прутиком, то оно рассыплется, превратившись в золото. О бочке с золотом говорили : «Много золота, всему Грудцыну не пережить , если богато жить, но и золотом не долго жить».
С Красным озером связана еще одна легенда. Жители села пошли в лес за орехами. Идут и видят, впереди них, около озера, на березовом пеньке, сидит красивая девушка с длинными черными косами и плачет. Когда она увидела людей, то попросила их прочитать молитву и надеть ей на шею крест, но люди испугались и не подошли к ней, она кричала :»Не бегите от меня, не бойтесь меня, я вам ничего л не сделаю. Меня мать прокляла. Помогите мне.». Но люди к ней не подошли. Она сидела-сидела, плакала-плакала, ее длинные волосы растрепались. Когда девушку спросили, чем она питается, то она ответила, что ест червяков и траву, а живет в озере. После чего она бросилась в воду и пропала. Долго из болота раздавался плач девушки, он был слышен на всю округу. В селе этк девушку прозвали «проклятой девкой», так как ее прокляла матьь, от нее все отвернулись, обрекли на одинокую жизнь в лесу.
Красная – р. Прав. Прит. Теши.ард.Название связано с цветом воды: течет по глине.(стр.113 Н.Т.С.)
Красное - 1) по цвету: рудой, алый , чермный, кирпичный , малиновый, огневой. Ипр. Разных оттенков и густоты;
2) о добротъ, красотъ: красивый, прекрасный, превосходный, лучший.
А это значит красивое озеро с водой красного цвета из-за глины на дне. ( стр.187 В.И.Даль Толковый словарь великорусского языка. В 4-х томах, Москва, « Издательство « Русский язык », 1998 г.)
«Кержено-Брюнчик»
«Кержено-Брюнчик»это озеро имеет двойное название, так как разделено на две части кустарником. Одна часть – Кержено.От морд. Корня «керж» - «левый». Эта половина чистая, без зарослей. Другая часть – Брюнчик, небольшой островок, заросший кустарником.
Брюнчик – может ьыть связано со словом брюнет, брюнетка, с черным цветом. Или из «этого слова» - бруснь, «красный» родственного древне-русского и диалектического брускъ «красота» (пурпур). Действительно, что вода в нем темно-бурого цвета, и иногда видны красные караси.
«Доскино»
Место, где брали землю для строительства гарнизона, нечаянно был замечен родник. На этом месте, где был родник, образовалось озеро Доскино. Тропа на насыщенном гарнизоне спускалась к озеру, т.е. к роднику. Из родника жители нашего села Грудцына берут воду, т.к.. есть поверье , что «водица» волшебная и обладает целительными свойствами. Вода, которая била большой струей из новообразовавшегося родника, заполнила большое углубление, т.е. яму, которую выкопали монголо-татары, это озеро очень глубокое и широкое.По другой версии, когда – то на месте озера стояла большая и красивая церковь, богатая большими колоколами и многочисленными иконами. Будто бы все внутреннее оформление церкви выполнено золотом. Со временем почва под ней размывалась подземной рекой и обвалилась, увлекая за собой глубоко под землю и богатую красавицу. Образовавшееся озеро – бездонно, а вода в нем очень чистая, т.к. очень много золота погрузилось в воду. Доскино считается святым озером в нашей местности. Когда церковь ушла пол землю, то в ней были люди. Жители нашего села говорили, , что Доскино заколдовано, после 12 часов ночи, неурочные часы. Именно в это время из озера выходили колдуны, ведьмы, духи, которые живут на дне озера в золотом храме. Однажды охотники забыли про неурочные часы, и пошли в лес. Время шло к вечеру, и вот сидят охотники и слышат, что зашумел, камыш и видят, что на водную гладь озера вышел из воды поп и попадья, поп начал вести молебен. Было слышно много голосов. Охотники не могли разобрать, что говорил поп. Тогда мужики напугались, и один говорит другому :»Стреляй в попа». Он и «стрельнул», и тогда поп замолчал, перестал петь и упал в воду. Тогда на берег пошли большие волны. Охотники испугались и убежали.
Некоторые люди видели, как из Доскина появлялся крест, возможно от затонувшей церкви, но он ушел снова под воду.
Известно озеро Доскино как святое озеро. Поэтому в годы реформ сторонники «старой» веры уходили жить в лес. Ушел в лес и старец Матвей, он поселился около святого озера. Он выкопал себе землянку, в которой жил до смерти. Узнали жители нашего села о поселении мудрого старца и тоже уходили в лес и селились по соседству с ним. Те, кто жили в нашей деревне и оставались староверами, приходили к Матвею молиться. Люди считали, что старец святой, он чист душой и телом и вселяет добрую веру, поэтому он может помочь в несчастьях. Люди носили Матвею еду, а старец мог творить чудеса, он превращал ржаной хлеб в белый. Когда Матвей умер, то жители села – староверы каждый год, в день смерти старца, ходили на его могилку молиться и свято хранили память о нем.
Вот столько интересного таит в себе святое озеро Доскино и его окрестности.
Доскино – досканъ, -цы, доска.
1) Доска ж. «доска», « дщица» ( гр. Дискосъ) , пласть, пластина ,
плита;.
2) Досканъ, досканецъ. М. досканцы – ящичек, ларец, укладка.;
3) Дощ(сч)анъ м.(дщанъ, чань), дощникъ – большой чанъ, большая
посудина.
Вероятно это озеро с гладкой поверхностью, словно большой чан, наполненный водой.
Загородок
Из Доскина вытекает небольшая речка, которая делит местность вдоль озера на две части: левую сторону от речки называют – «Ямищи»(возможно от производного «большие ямы») , а правую – «Загородок».По правую сторону от речки раньше, еще за долго до образования нашего села, была деревня, где были мордовцы, но эта деревня была разрушена на ее месте вырос лес. Когда образовалось село Грудцыно, то стали ходить в этот лес, поэтому возникло выражение «ходить за город», т.е. за городок.
Примерно в 17-18 веке наша эта земля находилась во владении некоего помещика Саввы Грудцына. Вполне вероятно, что название села связано с его фамилией. У Саввы был большой дом и много земли. Улица, где жил основатель нашего села сейчас называется Пионерская.. Жители села говорят , что Савву Грудцына сожгли на костре.
Приблизительно в то же время в «Загородке», небольшом лесу, жил помещик Разоренов ( по другой версии он носил фамилию – Резакин). Разоренов быстро обосновался в тех местах: построил дом, двор, посадил сад. Около речки вытекающей из Доскина, и сейчас растет яблоня. Кроме того, рядом с озером, Разоренов построил мельницу. Мельница имела ценность не только для ее хозяина, но и для всех жителей близлежащих деревень.
«Разореновская» мельница стала первой «машиной», которая заменила нелегкий ручной труд человека. Да вот молоть зерно разрешалось не за даром, а за определенную плату, возможно, отсюда мельнице было дано название «разореновская», что от глагола разорять.
Затем Разоренову надоело жить в лесу и выполнять нелегкий труд, поэтому он со своей семьей уехал жить в Нижний Новгород, а свое хозяйство и мельницу продал некоему Росживину ( в народе – «Паньке Росживину»). Еще не мало потрудилась «большая кормилица», пока не была разрушена во времена Второй Мировой войны. Сейчас на месте, где раньше стояла могучая мельница, из земли виднеются колья, которые напоминают нам о прошлой жизни этого леса.
Лес «Загородок» таит в себе много интересного и необъяснимого. Во времена татаро – монгольского нашествия в этом лесу обосновали свое поселение татаро – монголы и они сразу же, готовясь к боевым действиям против своего врага, стали строить себе укрепление, то есть вышку, гарнизон, с которого было видно врага. Строительство укрепления началось так : солдаты носили землю, которую сыпали по прямоугольной форме, одна сторона укрепления пологая на ней есть тропа, идущая вверх, по той тропе ходили монголо – татары на вышку. Эта тропа сохранилась до наших дней, и сейчас по ней ходят люди.
Загородок – загорокъ – загоры.
Загорный – находящийся за горами, позади горы.
Загорокъ – местечко за горою.
Подкараулок
Лес под названием «Подкараулок» был в то время во владениях помещика Семена Маслова. Жители села называли его ласково – Семенушко – подчеркивая изнеженность, избалованность и бесхарактерность этого человека. Опасаясь за свои владения, Маслов нанял сторожей леса некоего Шаргольского и велел ему построить в лесу «караулку» (сторожку), чтобы тот охранял лес от непрошенных гостей. Впоследствии лес стали называть «Подкараулок». Примечательно, что жителям села все же разрешалось заходить в лес либо по праздникам, либо за определенную плату.
Подкараулок –
1) караулъ – стража, люди приставленные для сторожки,
обереженья него.
Караулить – стеречь, оберегать, охранять.
2) караулка – обычно означает ьудку или сторожку для сторожа.
«Заключица»
«Заключица» - назван потому, что в этом лесу находился родник. Он расположен около села Фроловское. Там течет подземная река. Она протекает под всеми горами, и там, где почва оказывается слабой, появляется родник, но эти родники «жили» недолго, земля снова обвалилась из-за бурных подземных процессов, засыпая новообразовавшийся источник. Раньше был родник на Стадионной горе ( эта гора получила такое название , т.к. она находится около стадиона), нал озером Разлив) озеро разливается весной), на Пиявочной горе(гора находится около озера, в котором водится много пиявок). Сейчас есть родник и в Заключице, он образовался в годы Второй Мировой войны. Сначала это была небольшая струя из – под земли, но затем, т.к. воды в войну негде было взять, этот родник люди расчистили, стали за ним ухаживать и брать из него воду. Этот источник тоже загадочный. Жители села говорят, что не могут понять, почему вода из родника выбивает наружу, но не течет, а уходит опять вглубь, к подводной реке.
Заключица –
1) ключъ – родникъ , водяная жила, источникъ , опирающий недра земли;
2) ключищи – мн. Названье урочища, где много ключей, родниковъ;
3) ключить – гнуть крюком, кольцом, вокруг, огораживать, заключать.
Отсюда иназвание « Заключица» - место, где вокруг много родников, ключей..